Главная
Новости
Индивидуальное консультирование
Направления работы
Семейное консультирование
Психодиагностика
ИТО
МПВ (Сонди)
СМИЛ (MMPI)
СМИЛ-Мужской
СМИЛ-Женский

Тренинги
Детская психотерапия
Застенчивость
Боязнь темноты
О развитии тонкой моторики руки
Как повысить самооценку тревожного ребенка?
Гиперактивный ребенок
Агрессивный ребенок
Дети и компьютеры

Профконсультирование
Полезные советы
Тест на бизнес способности

Cтатьи
Как любить женщин
Как любить мужчин
Развитие карьеры
Семья
Зависимости
Депрессия
Тревога
Фобии и страхи
Стресс
Паническое расстройство
Социальные фобии
Личностный рост
Ссылки

Наши специалисты
Хашба Беслан

Вопросы психологу
Контакты
Наши баннеры







Внимание! Вас направляют на тренинг...

По данным кадровых агентств, бюджеты российских компаний, особенно крупных, на обучение сотрудников увеличиваются с каждым годом на 70-80%. Особенно возрастает популярность разного вида тренингов. Отправлять на них сотрудников считается не только полезным, но и просто-таки необходимым. Причем согласия их самих, как правило, не спрашивают. Или спрашивают, но чисто формально: все равно никто не откажется, если планирует и дальше успешно работать в данной организации. Кроме того, участвовать в каком-либо тренинге считается модным и престижным, и многие посещают их по собственной инициативе и за свой счет.

 

seminar_06.jpg

Таким образом, число людей, не понаслышке знакомых с тренингами, увеличивается год от года. Но мало кто задается вопросами: что такое тренинг? всем ли подходят тренинги? может ли тренинг вместо пользы принести человеку вред? В данной статье мы попробуем ответить на все эти вопросы и дать вам информацию для размышления.

Начнем с определения того, что же представляет из себя тренинг. Многие считают, что это просто учеба, своеобразный вид тренировки. Это далеко не так. Любой тренинг находится на стыке психотерапии, психокоррекции и обучения. То есть, одним только обучением не исчерпывается - иначе это были бы просто курсы. Большинство специалистов считают, что наиболее ценным для участников тренинга является получение эмоционального опыта, а познавательный аспект вовсе не является главным и может вообще отсутствовать. Специалисты выделяют несколько видов тренингов:

 

  • тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" вредные, ненужные, по мнению ведущего;

     

  • тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

  • тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

  • тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

 

Виды тренингов расположены в данном списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего. "Дрессировщик" полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. "Тренер" делегирует тренируемым только малую часть ответственности и занимается "натаскиванием" для развития необходимых умений и навыков. "Учитель" способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию "сверху" и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них. "Ведущий" берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможно начало самоизменений.

Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться методами разных направлений. Однако, как мы видим, в любом тренинге в разных пропорциях применяются психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы. Вот здесь-то и возникают первые вопросы. С обучающими методами все понятно: вреда от них никому не будет. К сожалению, все не так однозначно в случае с психотерапевтическими и коррекционными методами. Именно они создают ведущему возможности для вышеупомянутой "манипулятивности".

traning11.jpg

В современных групповых тренингах используется большое количество техник, основанных на релаксации, методах медитации, элементах аутотренинга и гипнотических приемах. Специалисты данные техники обозначают обычно одним словом: "медитативные". Результаты применения подобных техник носят разные названия: трансовые состояния, состояния измененного сознания, гипнотическое погружение и пр. Особенно опасным является использование метода гипнотического состояния, который может использовать только специалист соответствующего профиля, обязательно с медицинским образованием. Ведь когда дело касается гипнотических техник, следует быть вдвойне осторожным! Ведь в группе могут оказаться люди с высокой степенью тревожности или выраженные невротики. А у них даже самые безобидные установки ведущего могут спровоцировать непредсказуемую реакцию: мрачные или кошмарные видения и т.п. У некоторых участников, например, гипертоников, такие упражнения могут вызвать учащенное сердцебиение или головную боль.

Медитативные техники чаще всего используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний, и основная их цель: развитие навыков саморегуляции. Но поскольку внушение подразумевает некритическое восприятие сообщаемой информации тренируемыми, то возникают обоснованные опасения по поводу манипулирования группой со стороны ведущего.

Отдельно следует сказать о методах нейро-лингвистического программирования (НЛП), приобретающих сегодня все большую популярность. Одним из самых мощных средств, используемых в НЛП, является установка "якоря". Под этим понимается введение дополнительного компонента в любую сенсорную систему человека, установление связи между некоторым определенным состоянием сознания человека и каким-либо действием психолога. Чаще всего для этого используется кинестетическая система, а психофизиологическим механизмом "якорения" служат павловские условные рефлексы. Например, в момент сильного радостного возбуждения клиента ведущий дотрагивается до его левого плеча. Когда это прикосновение будет повторяться с тем же давлением в той же самой точке и у клиента не будет в этот момент более сильных конкурирующих состояний сознания, снова возникнет переживание радости. Введение в действие нужного "якоря" во время работы стереотипной (и вредной) программы человека "сбивает" эту программу и перестраивает ее. Благодаря подобному перепрограммированию поведения у человека формируется широкий спектр возможностей, из которых он делает наилучший выбор.

Вышеописанная техника весьма эффективна, однако многие специалисты говорят сегодня о реально существующей опасности некорректного и неэтичного использования методов НЛП в манипулятивных целях. Ведь наиболее распространенным приемом здесь является введение участников группы в трансовое состояние сознания, в котором путем "якорения" возможно введение почти любых поведенческих программ. Таким образом, работа в техниках НЛП оставляет на совести ведущего этичное применение этих техник.

Кстати, данное замечание специалисты относят ко многим наиболее эффективным техникам и из других направлений. По их мнению, нанести вред участникам группы может не только неосторожное или злонамеренное внушение, но и почти любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низкоквалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим. И здесь возникает следующий вопрос - вопрос квалификации тренера.

По мнению ведущих специалистов, несмотря на повсеместное открытие краткосрочных курсов по подготовке практических психологов и стремительное увеличение числа вузов, дающих высшее психологическое и педагогическое образование, в настоящее время существует огромная проблема с квалифицированными специалистами по ведению тренингов. На государственном уровне пока отсутствует единая система подготовки психологов для ведения тренинговых групп.

Кроме того, обучение ведущих тренинговых групп происходит несистематически, без жесткого контроля и четко регламентированных требований к специалисту. Во многих случаях такая подготовка ведет к тому, что практический психологический инструментарий попадает в руки людей, не только не обладающих необходимой квалификацией, но и корыстных, аморальных, профессионально непригодных. Где гарантия, что вы не попадете именно к такому?

Итак, мы рассказали вам о методах и техниках, которые могут применяться в различных тренингах и упомянули о тех опасностях, которые могут вас подстерегать в этом процессе. Все вышесказанное вовсе не означает, что мы являемся противниками данного вида программ. Просто мы считаем, что человек должен идти на тренинг осознанно, четко представляя, что это такое и что его ждет. В любом случае: выбор за вами. Единственный совет: получите как можно больше информации о потенциальном тренере, тренинге и методах, применяемых на нем, прежде, чем туда отправиться!

 

Источник: "Личные Деньги"


Наш email:
info@sensus-ego.ru
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Дизайн: Akeon
Программирование: pash_ka
При использования информации сайта www.sensus-ego.ru ссылка обязательна.